Что случилось в "Дилижансе"...

Почему в Тольятти, если и говорят об искусстве театра, то только о спектаклях, поставленных на сцене театра «Колесо» имени Глеба Дроздова? Почему жители нашего немаленького города, не лишенного, я надеюсь, культурного наследия, и не припомнят других театров, кроме «Колеса»? Да простят меня многочисленные почитатели творчества знаменитого заведения, но сегодня речь пойдет не о нем.

Существует в Тольятти такой театр, у которого есть и свой зритель, и богатая история, и традиций хоть отбавляй. Имя ему – «Дилижанс». И шутка ли, уже XX-й сезон играют!

Обычно о театре пишут в начале сезона: о его планах, о новых премьерах, о проблемах, с которыми предстоит столкнуться… Но так уж случилось, что только сейчас появился очень хороший повод. А именно – на минувшей неделе по адресу проспект Степана Разина, 93 театр «Дилижанс» провел Третий фестиваль одноактной драматургии. Три дня абсолютно свободного творчества, четыре новых спектакля в лабораторной разработке.

Актеры осуществляли показ пьес, самостоятельно выбранных и разработанных для участия в фестивале. Конечно, еще нет костюмов и декораций, еще не до конца отточены актерские линии, но уже явно просматривается режиссерская концепция, а значит, есть повод для общения со зрителем на тему актуальности и необходимости существования данного спектакля в репертуаре театра.

Самой интересной и привлекающей внимание в афише этого фестиваля была приписка «Премьера одной репетиции». Что это и для кого, можно было узнать, только побывав на этих премьерах.

Программа фестиваля включала в себя показ четырех абсолютно новых спектаклей:

1. "Что случилось в зоопарке" (Э. Олби)2. "Черепаха Маня" (Н. Коляда)3. "Зима" (Е. Гришковец)4. "Веер в залог любви" (Ю. Мисима)

Однако в желание руководства и труппы театра «Дилижанс» привлечь к этому событию как можно больше зрителей погода внесла свои коррективы. Вечером 26 марта, в день открытия фестиваля, порывистый ветер и огромные хлопья мокрого снега отгоняли от здания театра не только прохожих, но и автолюбителей. Самых стойких и преданных почитателей театрального искусства заведение гостеприимно встречало в фойе. Несмотря на погоду, зал все-таки насчитал 70-80 зрителей, которые, судя по отзывам, получили наслаждение от увиденного.

Каждый спектакль начинался со вступительного слова художественного руководителя театра Виктора Мартынова. Именно он и расставил всё по своим местам. Каждая работа, представленная на фестивале, являлась своеобразным черновиком, экзаменационным материалом самого спектакля. То есть в данном случае не актеры сдавали экзамен, а сами пьесы в постановке режиссеров театра «Дилижанс» должны были доказать свое право на дальнейшее существование. Актеры разучивали свои роли и, проведя одну-единственную генеральную репетицию утром со звуком, светом и декорациями, уже вечером выходили с готовым материалом на суд зрителей. В этом и заключалась «Премьера одной репетиции».

Нет смысла останавливаться на каждом спектакле, ведь театральное искусство в том и заключается, что спектакль нужно увидеть собственными глазами. Каждая постановка была не похожа на остальные. За три дня премьер на сцене смешались любовь и одиночество, юмор и трагизм, разлука и воссоединение. И это несмотря на то, что ставились пьесы авторов разных стран. Одни и те же чувства в каждой работе были сыграны по-разному, как грани необработанного алмаза. Да-да, именно необработанного. Ведь пьесы игрались с чистого листа, и их, в зависимости от предпочтения зрителей, еще только предстояло дорабатывать.

Надо отметить и то, что если на первом спектакле «Что случилось в зоопарке» зрителей было немного (думаю, помешала погода), и пришли только самые преданные поклонники, то вторую работу «Черепаха Маня» посмотрели уже около 150 человек.

А что уж говорить о постановке «Зимы» Е. Гришковца! Зал был полным! К тому же премьера совпала с Днем театра. И как мне показалось, это была самая удачная работа «Дилижанса» из всех представленных. Зал аплодировал стоя, были цветы, овации, выступление директора театра Ирины Мироновой, которая поздравила всех с профессиональным праздником.

Завершающий спектакль «Веер в залог любви» собрал около двухсот зрителей. Жаль, что остались свободные места, ведь нечасто в Тольятти увидишь японскую игру света и тени с незабываемыми многочисленными иносказательными фразами.

По окончанию каждого спектакля происходил диалог режиссера и актеров со зрителем. Пришедшие в театр бурно обсуждали увиденные работы, нисколько не стесняясь, и, если был повод, открыто критиковали пьесы. Обсуждение всех четырех спектаклей было очень разнообразным: от костюмов и декораций до смысла пьесы и глубины ее раскрытия. Для самого театра этот диалог был основной частью всей задумки фестиваля, ведь за понравившуюся работу каждый зритель мог проголосовать. И от результатов их голосования зависела дальнейшая судьба каждого спектакля – включать его в репертуар следующего сезона или нет.

Согласитесь, очень интересная идея – общение со зрителем после спектакля! Тем самым «Дилижанс» показал, что ему совсем небезразлично мнение своих поклонников. Да и многие советы, услышанные при обсуждении того или иного спектакля, были достаточно профессиональными, чтобы учесть их в дальнейшей работе.

Музыкальное оформление было на высоте. Свет и музыка ложились как единое целое и гармонично сочетались с происходящим на сцене. Вот только декорации… Видимо, театр переживает нелегкие времена, и средств на более качественное оформление сцены не хватает.

В связи с этим хочется обратиться к успешным бизнесменам Тольятти. Если вы читаете эту статью, если вы любите театральное искусство, если вам небезразлично, в каком городе мы с вами живем, помогите театру «Дилижанс». И тогда, вот увидите, этот мир станет немножечко лучше!

Зрители после каждого спектакля долго что-то обсуждали в фойе, спорили, доказывали свое мнение, но было заметно, что увиденное на сцене ни одного человека не оставило равнодушным.

В заключение хочется отметить, что в последнее время театр «Дилижанс» стал активно привлекать нового зрителя в интернет-пространстве. Об этом говорят и созданная группа Вконтакте, и официальный сайт дилижанстлт.рф, и постоянное участие в акциях на сайтах, предлагающих всевозможные скидки. И, наконец, самое главное – переезд с насиженного долгими годами места в ТЦ «Волжские зори» и начало показа своих спектаклей на сцене бывшего кинотеатра «Юность», что напротив 8-го квартала в Автозаводском районе.

Если вы еще никогда не бывали на спектаклях театра «Дилижанс», обязательно приходите. После увиденного на сцене вы поймете, что театральное пространство в Тольятти более многогранно, чем вы думали.

Автор: ViKo

Комментарии

аватар пользователя: Jobs
Jobs3 апреля 2012 в 12:25

Давненкь я не был в театре...) Надо исправлять

0
  • Ответить
аватар пользователя: Мария Попова
Мария Попова4 апреля 2012 в 01:36

Да. Оказывается культурная жизнь города-то кипит! Это радует.

0
  • Ответить
аватар пользователя: smile52
smile524 апреля 2012 в 05:08

Видимо, просто недостаточно рекламы и любви к муниципальным театрам со стороны властей

0
  • Ответить
аватар пользователя: smile52
smile524 апреля 2012 в 08:44

Вот что написал режиссер театра Дилижанс в группе Вконтакте: "СПАСИБО сайту Аррива за поддержку! То что вы о нас пишите, это очень важно! Спасибо очень душевная статья!!!!"

0
  • Ответить
аватар пользователя: advance_tlt
advance_tlt4 апреля 2012 в 11:28

Чем больше театров в городе, тем лучше. Я считаю, что их все надо поддерживать. Например, в Екатеринбурге 25 театров, а в Тольятти, почти миллионном городе, всего лишь три.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Aleksandra
Aleksandra5 апреля 2012 в 06:28

Театр - это хорошо... В любых его проявлениях... И для ценителей театрального искусства всё равно, какое он имеет название)))

1
  • Ответить
Rambler's Top100