Спектакль «Клинч»: рецензия

Отбросив в сторону все суеверия, 13 июня «Аррива» побывала на премьере спектакля «Клинч» в театре юного зрителя «Дилижанс». Случайностей не бывает, место тоже было 13-ым.

 

Заходим – вот он, знакомый с детства запах театра. Кажется, он всегда сопровождает зрителя. Буфет на первом этаже, довольно энергичная музыка в фойе, новая камерная сцена «Чёрный квадрат», разновозрастная публика: кстати, несмотря на то, что спектакль имеет возрастные ограничения (14+), в зале можно было увидеть много детей подросткового возраста, которые пришли приобщиться к культуре, конечно, с родителями. Зрителей на премьеру пришло немного, что отчасти можно объяснить начавшимся сезоном отпусков.

 

Немного о спектакле. «Клинч» - психологический боевик в 2-х действиях, пьеса российского писателя и современного драматурга Алексея Слаповского. По заявлению режиссера, Виктора Мартынова, над спектаклем трудились около трёх лет, и спектакль является дипломной работой его студентов, которые вот уже год работают в качестве профессиональных актёров.

 

Начало пьесы сразу даёт ключ к пониманию действий, которые разворачиваются на сцене: «Клинч - боксерский термин, обозначающий положение, когда противники обхватили друг друга руками, сцепились, обнялись; это своеобразная форма отдыха в бою, но можно и незаметно ударить ниже пояса, оттолкнув же противника, рискуешь тут же получить удар. Из клинча боксеры выходят сами или по команде судьи на ринге». Самое главное – ты всегда должен находиться начеку.

 

С одной стороны, это своеобразные объятия, которые являются выражением любви. Как говорится, «человек, умеющий обнимать - хороший человек». С другой, такое положение касается, прежде всего, противников. Так как разобраться в такой сложной ситуации, и как она вообще относится к главным героям спектакля?

 

Давайте разберёмся. Непредсказуемость - вот основная его черта. Здесь главное - не потерять себя, поскольку, ухватываясь за одну мысль, можешь её утратить, потому что она тут же опровергается неожиданными поступками героев. Типичная интеллигентная семья учителя русского языка и литературы, вполне себе благополучная, где сын – школьник, жена – музейный работник. Однако так ли всё благополучно в их размеренной, привычной  жизни? Так ли безобидна нерешительность, робость и даже трусость членов этой обычной семьи? Они сами признаются в необходимости эмоциональной «встряски». В их жизнь совершенно случайно (или это мнимая случайность?) вторгается отчаянная бывшая ученица - Светка Иллюзион, которая не признаёт никаких общечеловеческих законов. Для неё важно не перестать уважать себя. Затевая игру, она вдруг становится сама втянута в неё, преимущество оказывается то на стороне этой «дикой» особы, то переваливает на сторону противника – учителя. Вот-вот – и всё пойдёт крахом.

 

Неожиданные повороты не только у сюжета, но и у самой мысли. Отвращение к бесшабашной «девке» вдруг сменяется состраданием. Так ли не права она со своей антигуманной «правдой»: «Каждый в чём-то виноват, любого убей – будешь прав» (как выясняется в ходе запутанной истории, не без вины виноватым оказывается и учитель). Кстати, это единственная героиня спектакля, у которой есть имя, хотя его подлинность вызывает у зрителя сомнение. Оказывается, в этой игре – несколько вариантов её развития. Кто прав, кто виноват? Куда ведёт разгадка?      

 

Премьера обещала быть сильно психологической – и обещание своё сдержала. Атмосферу спектакля можно определить как дух «психологического неуюта». Кто победит – непонятно до конца, для некоторых – даже в финале. Правда оказывается не столь однозначной. Кажется, пьеса требует неоднократного просмотра, впрочем, как и любое талантливое театральное творение. Внешние декорации просты и ненавязчивы – в этом есть своя идея: всё внимание нарочно сосредоточено на драматичности ситуации и игре актёров.

В то же время это прекрасно воссозданное реальное пространство - жуткий пустырь, своеобразный символ духовной пустоты и туманно проявляющейся жажды истины. Над героями царит безысходность, выраженная словами главной героини: «И некому помочь. Вы понимаете, что это такое, когда некому помочь? Я вас спрашиваю, вы понимаете, что это такое, когда никого вокруг, все сидят по своим углам и зажимают уши, чтобы не слышать криков?» Только перед лицом нескончаемых угроз и кошмара, находясь на грани жизни и смерти, человек начинает «прозревать» - всё ли он делал в этой жизни так, как хотел, чего желал; чем живёт, кого любит, а кого ненавидит, обманывает он себя или живёт «по-настоящему». А так ли это важно перед лицом Смерти - всем известной дамы, беспощадно и люто жалящей людей?

 

Игра актёров выше всех похвал, звучит банально, но это факт, несмотря на то, что главная героиня в лице Марины Ванюковой, как сначала показалось, явно переигрывает. Однако такая «наигранность» вполне оправдана, ведь её героиня – яркая представительница славного «уличного сословия», поэтому восхищаемся актёрской игрой и аплодируем. Задарить цветами за отличную игру следовало бы Петра Зубарева, исполняющего роль учителя, отца семейства. Артем Машин с короткой, но значимой ролью – решительно прекрасен. Леонид Дмитриев и Екатерина Зубарева – замечательны, несмотря на то, что явно исполняли роли героев, возраст которых отличается от реального возраста актёров. Отдельное спасибо яркому музыкальному оформлению – «звуковому» сказочнику и волшебнику – Дмитрию Горецкому. Однако, несмотря на море положительных моментов, на слезу спектакль меня «не прошиб». И это, на мой взгляд, большой и несомненный минус. Может, для спектакля, а может, и для меня.

 

То, что нас не убивает, делает ли нас сильнее? Так ли поэтична любовь, «как её малюют» представители интеллигенции? Как часто пересекаются любовь, боль и жестокость? Живём ли мы по-настоящему, в полной мере отдаваясь жизни, или находим ей замену в лице нищего «суррогатного существования», скрывая истинные мысли, идеи и чувства в себе. Неслучайно рецензия построена практически на одних вопросах. Такова жизнь, таков наш безумный-безумный мир – кругом одни вопросы. Ответы же ищите в «Дилижансе».  

 

Напомним, что 19 и 20 июня также пройдёт самый продолжительный театральный марафон, на котором будет присутствовать экспертная комиссия, которая должна зафиксировать театральный рекорд. На время установления рекорда из театра актерам запрещается выходить, иначе рекорд не будет зафиксирован.

Автор: Олеся БорисоваФото: Наталья Батаева

Комментарии

аватар пользователя: Chudik
Chudik17 июня 2013 в 00:54

А мне спектакли в театре «Колесо» больше нравятся.

0
  • Ответить
Пользователь удалён :(17 июня 2013 в 00:56

Здорово, стоит сходить, посмотреть. По каким дням он проходит?

2
    аватар пользователя: Олеся Борисова 8
    Олеся Борисова 817 июня 2013 в 02:03

    19 июня в 21:00 :)

    1
    • Ответить
    аватар пользователя: Aleksandra
    Aleksandra17 июня 2013 в 06:52

    Видимо, «Дилижанс» решил выделиться марафоном и тем самым переплюнуть «Колесо»

    1
    • Ответить
    аватар пользователя: Олеся Борисова 8
    Олеся Борисова 824 июня 2013 в 12:42

    Не перестаю восхищаться игрой Петра Зубарева! Актёрище!

    0
    • Ответить
    Rambler's Top100