Грегор Замза: насекомое или человек?

«Паразиты отъелись на Грегоре» – такая пометка Владимира Владимировича (нет-нет, президент здесь ни при чем) Набокова, пожалуй, лучше всего отражает всё произошедшее с главным героем и его семьей в новелле «Превращение». Удивительный факт: небольшое прозаическое произведение вот уже которое десятилетие привлекает к себе больше внимания, чем объемные романы классиков литературы. Краткость, как говорится, сестра таланта, который ещё предстоит осмыслить.

Ребята репетировали без устали, и это стоило того...Ребята репетировали без устали, и это стоило того...

Вот и ребята из творческого состава театра юного зрителя «Дилижанс» в очередной раз доказали – на все у них есть своё видение, свой не похожий ни на кого взгляд и оригинальный творческий подход. Если брать за основу художественный метод контраста, но, наверное, символично, что премьерный показ спектакля об одиночестве человека, поиске выхода из враждебного ему мира состоялся в довольно легкомысленный праздник всех влюблённых – 14 февраля 2014 года. Но мы же знаем, что с каждым показом спектакль только выигрывает, поэтому торопиться не стали – увидеть театральную постановку нам посчастливилось в начале апреля. К тому же, осознавая весь смак новеллы, не хотелось омрачать себе февральские и мартовские праздники. Шутки-шутками, а в чем же всё-таки приятность и изюминка долгожданного спектакля?

Мама, папа, сестра – внешне дружная, любящая семья.Мама, папа, сестра – внешне дружная, любящая семья.

Площадка для показа театральной работы была выбрана неслучайно – камерная сцена «Чёрный квадрат», которая начала работать в прошлом году, с удовольствием в очередной раз встретила своего вдумчивого зрителя. Проходя в зал, трагическую интонацию чувствуешь сразу. Темные тона, изысканные, но в стиле минимализма декорации, созданные превосходным художником-сценографом Ниной Мурзиной: часы, лестница, окно, небольшая шторка, 4 стула… – больше ничего. Не успев осмотреться, мы встречаем героев – спектакль начался. Ещё одна «фишка» – костюмы-трансформеры, созданные Ириной Шугаевой, – оказываются не менее интересными и изощрёнными, чем само действие. Бодряще-нагнетающее ощущение тревоги и страха рождает и музыка: А. Г. Шнитке стал в этом деле незаменимым помощником. В общем, пространство спектакля многогранно и многослойно, подчинено идее на всех уровнях.  

«Обнимашки» с братом-насекомым уже не столь приятны... Хотя, по сути, ничего не изменилось. «Обнимашки» с братом-насекомым уже не столь приятны... Хотя, по сути, ничего не изменилось.

Следует отдать должное – не изменяя себе, ребята из «Дилижанса» продумали всё до мелочей. Действие не отличается динамикой, внешне превалирует статика, четкость движений, реплик, произнесенных на «автомате». Скупостью здесь пропитано всё: у семьи главного героя – Грегора Замзы – мало денег, в обстановке, в которой обитают персонажи, почти нет цветных элементов (только красные и жёлтые оттенки изредка пробиваются сквозь черноту), здесь нет чувств, нет эмоций, только ограниченность пространства и некая безысходность…

Скованные одной цепью... Грегор Замза разрывает тяжёлую цепь мрачной обыденности, но какой ценой... Скованные одной цепью... Грегор Замза разрывает тяжёлую цепь мрачной обыденности, но какой ценой...

Впрочем, вменяемой, связной речи и слов тоже практически нет. Естественная речь, наполненная «живыми» интонациями, сохранилась только у главного героя, всё «живое» отличает лишь того, кто ею обладать не должен по мистическим обстоятельствам: молодой человек Грегор Замза превращается в не очень милое насекомое, хитиновую зверюшку, и постепенно теряет способность издавать понятные людям слова, но не перестаёт мыслить по-человечески. Всё движение, действие совершается внутри. Герои изредка смотрят на часы, которые работают исправно – время идет, но персонажи не меняются. Перемены охватывают только Грегора. Все остальные члены семьи Замза статичны, и только с Грегором совершается нечто необъяснимое, происходит процесс – превращение, однако обратим он или нет – пока загадка. Но сама по себе процессуальность, на наш взгляд, очень важна.

Герои вроде как переживают. Ещё бы – мы бы на вас посмотрели в такой ситуации. Герои вроде как переживают. Ещё бы – мы бы на вас посмотрели в такой ситуации.

Насекомое («жучище»), в которое превратился юноша, оказывается и на ступень (даже на три) выше людей – все члены семьи периодически топчутся на лестнице, пытаясь проникнуть в комнату Грегора, но все постепенно так или иначе спускаются и остаются внизу, в то время как «оно» (так герои называют насекомое-мутанта) так и остается наверху, изредка спускаясь, «снисходя» до своих никчёмных родственников-паразитов. Здесь всё не так, всё перепутано: внешняя адекватность оказывается паразитической по своей природе, а внешняя аномалия поддерживается внутренней добродетельностью. Абсурдно? Не спорим, но человеческое существование абсурдно в принципе. Это не мы сказали, это Кафка, творчество которого небезосновательно относят в течению экзистенциализма. Даже яблоко, с такой жестокостью и ненавистью брошенное отцом в своего ребёнка, становится здесь символом предательства – это библейский архетип с той только поправкой, что теперь, наоборот, родители предают своё творение. В данном случае абсурд доходит до крайности.           

Здесь не смеются даже часики. Здесь не смеются даже часики.

Остается вспомнить, как часто в детстве мы плакали (не знаю, как вы, а я плакала) из жалости к героям, «на лицо ужасным, но добрым внутри» (ну, или к очаровательным персонажам фантастических фильмов, роботам, ведущим себя более человечно, чем люди), и, как помните, порой вера в эту внутреннюю красоту и способствовала внешнему преображению героя – такой прием существовал ещё в сказках. У Кафки, на первый взгляд, нет человека, который бы увидел красоту и доброту Грегора. Но, может быть, он появится...

Актёры будто дразнят зрителя: последние сидели в зале с открытыми ртами.   Актёры будто дразнят зрителя: последние сидели в зале с открытыми ртами.  

Почему произошло всё то, что произошло? Почему мнимая жизнь, ограниченность, эгоизм часто не ощущает своей вины, а духовная аномалия оказывается не такой заметной, как внешняя, и процветает? Обстоятельства, судьба, зависимость от внешних обстоятельств? Не исключено, не зря весь антураж на это намекает, сумрачное пространство «сжирает» беззащитных маленьких людей. «Превращение» как никогда актуально: в последних авторских словах, произнесенных актёром Петром Зубаревым, несколько раз звучит слово «удобно». Да, господа, именно удобство порой пеленой закрывает нам глаза и заставляет забыть о таких обычных и простых чувствах и добродетелях, как любовь, сочувствие, сострадание, милосердие.    

Решётка – символично. «Общение с людьми совращает к самоанализу» – остроумно заявлял Франц Кафка. Видимо, к семье Замзы это не имеет никакого отношения. Механическое общение, закрытость не способствуют ни анализу, ни развитию. Решётка – символично. «Общение с людьми совращает к самоанализу» – остроумно заявлял Франц Кафка. Видимо, к семье Замзы это не имеет никакого отношения. Механическое общение, закрытость не способствуют ни анализу, ни развитию.

Высшая похвала талантливой и прекрасной актрисе Екатерине Зубаревой, которая выступила режиссёром спектакля «Превращение»! О достойнейшей игре актеров много говорить не будем, отметим только, что благодаря этой работе театр «Дилижанс» обогатился профессиональной премией «Самарская театральная муза 2013», выиграв в трёх номинациях: «За лучший режиссерский дебют», «Лучшая постановочная команда». За исполнение роли Грегора Замзы Петру Зубареву был вручен приз «За лучшую роль молодого актера в драматическом театре» (думается, что этому актеру вообще по плечу любая роль; однако мы ни в коем случае не умаляем достоинства и других актеров, они были великолепны – каждый из них прекрасно справился со своей ролью!). Благодарим, искренне радуемся и аплодируем от души, с вашего позволения, милые актеры, по этому случаю можно ещё и пританцовывая. Браво!

Музыка их связала. Музыка есть, смысла нет. Так ли крепка их связь? До какой поры? Музыка их связала. Музыка есть, смысла нет. Так ли крепка их связь? До какой поры?

В общем, приходите в «Дилижанс» и всё поймете сами. Всего час времени – а мыслей и чувств целый океан… Конечно, мы не современные маркетологи и не можем обещать, что если вам не понравится, мы вернем вам деньги. Однако берем на себя ответственность заявить, что вам не может не понравиться. Ну как же, это же Кафка, это же «Дилижанс»… Не сочтите за иронию, особо слабонервным нашатырь в помощь.

Автор: Олеся БорисоваФото: vk.com/theater_diligence

Комментарии

аватар пользователя: Зяблик
Зяблик8 апреля 2014 в 06:44

Какое прекрасное вступление?! схожу обязательно.

3
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 88 апреля 2014 в 08:44

В крайней степени хорошее произведение, достойное воплощение. Хорошо, что Максу Броду хватило интуиции ничего из творений Кафки не сжечь!)) Постановка заполнилась. Уверена, надолго :)

2
  • Ответить
аватар пользователя: poul163
poul1639 апреля 2014 в 00:14

О, а я и не ведал, что в Дилижансе такое ставят. Думал, что там так, балаган)) вот я провинциал((

1
  • Ответить
аватар пользователя: simba
simba9 апреля 2014 в 01:36

В прошлом году смотрел данный спектакль, еще до включения в основной репертуар! отличная была постановка!

1
  • Ответить
аватар пользователя: ekabilova
ekabilova10 апреля 2014 в 02:27

Олеся, потрясающая рецензия! Вы точно подметили, что в этой постановке удалось передать внутреннюю человечность Грегора, внешне ставшего насекомым, и бесчеловечность его родственников, внешне вроде бы нормальных людей. В этом талант Екатерины Зубаревой как режиссёра. Всем рекомендую обязательно сходить в Дилижанс на эту постановку!!! А также на новый спектакль "Слуга двух господ", да и вообще у них все спектакли классные :)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 810 апреля 2014 в 05:03

Большое спасибо, Елена!! По поводу классных спектаклей полностью с Вами согласна! :)

0
  • Ответить
Rambler's Top100