«Стендап» от Труффальдино из Тольятти

Есть повод «зачекиниться» в «Дилижансе»: недавно театр представил по-настоящему молодежную постановку по пьесе драматурга XVIII века. Первое впечатление – ненавязчиво необычно. Работа привлекает к себе внимание прежде всего своей оптимистичностью и неформатностью. Пересказывать «Слугу двух господ, или Труффальдино в Венеции» – всё равно, что пересказывать азбуку, поэтому не станем заниматься этим бессмысленным делом.  

Панталоне очень колоритен: всех любит, всех жалеет, всех смешит. Ну, и мы его успели полюбить. Он такой один.Панталоне очень колоритен: всех любит, всех жалеет, всех смешит. Ну, и мы его успели полюбить. Он такой один.

От новой постановки Виктора Мартынова мы ожидали одного, а получили совершенно неожиданную театральную работу, свободную, кажется, во всем – от содержания до формы, которая оказалась важна как никогда: чтобы не впасть в трёхчасовое занудство и не сверкать сторонами скучной консервативности, которая порой присуща классическим постановкам, коллектив театра «Дилижанс», как всегда, поступил неординарно и повел зрителя в совершенно неожиданные, но прекрасные своей непредсказуемостью «степи». Театр является отражением народной мудрости, а как любят говорить в народе, «весь апрель – никому не верь». «Дилижанс» взял на заметку и по-своему разыграл зрителя. Отчудили по полной! Ну, у каждого творца свой, индивидуальный художественный метод преодоления стереотипов и беспощадного стирания условных границ. История разыграна как презентация известного Торгового Центра – такая композиция «сюжета в сюжете», по словам режиссёра, помогает акцентировать внимание на основном конфликте – столкновении рационального, прагматичного мира денег и легкого, воздушного мира любви и творчества. Угадайте, какой из миров побеждает?

Неуловимые арлекинчики раскрывают новые грани постановки. Без них никак.  Неуловимые арлекинчики раскрывают новые грани постановки. Без них никак. 

В результате колоссальной работы творческого коллектива театра получился очень симпатичный, живой, органичный и до крайней степени весёлый спектакль! Зрители буквально плакали от смеха, чуть не падая со стульев. Услышав первые отзывы об этой постановке, мы подумали: «Спектакль наверняка отменный, но чем в этой пьесе можно удивить?». Циничное предубеждение свело счеты с жизнью в первые же минуты театрального представления, и знаете… осознавать свою ошибку было очень даже приятно – у ребят получилось удивить! Первое впечатление – шок…Затем – улыбка до ушей на протяжении всего действа. Раскрывать всех карт не будем, отметим только, что атмосфера грациозной Венеции XVIII века была передана достоверно – по крайней мере, так, как это представляется нам по литературным творениям той эпохи. Одно только «но»: персонажи спектакля дурачатся совсем не в стиле эпохи Просвещения – они шаловливо выкидывают в зал современные словечки и бросаются шуточками «на злобу дня», да и главный герой появляется не совсем оттуда, откуда мы привыкли ожидать выхода героев, особенно главных.

Веселуха – дама, которая всегда царит в комедиях и всегда побеждает неприятности. Хм, всем бы так.Веселуха – дама, которая всегда царит в комедиях и всегда побеждает неприятности. Хм, всем бы так.

Более того – одет он тоже не совсем в классическом итальянском стиле; мы бы даже взяли на себя смелость заявить, что чем-то дилижансовский Труффальдино похож на героя Майкла Джей Фокса из второй части киноновеллы «Назад в будущее», с той только разницей, что, кажется, чувствует он себя в такой среде вполне гармонично, хотя...

Не скроем, в начале жадно хотелось понять, что вообще происходит: не на сцене – в зале, на несколько секунд показалось, что коллектив театра немного сбрендил – весна как-никак. Однако потом мы поняли, это правда сумасшедшие люди, но в самом лучшем проявлении этого качества! Они ищут… форму, новые смыслы… И находят! Вы когда-нибудь видели Труффальдино, читающего реп? А Сильвио, сына благородного Доктора Ломбардии, в образе фрика, расхаживающего в ярких ультрасовременных спортивных штанишках с «мотней»? Нет? Сделаем вид, что мы очень удивлены. Придете – обязательно увидите!

За двумя зайцами погонишься, ещё и третьего поймаешь – на такое способны только Арлекины. Йоу!За двумя зайцами погонишься, ещё и третьего поймаешь – на такое способны только Арлекины. Йоу!

Кстати, на счет «сделаем вид». Как ни крути, а забывать, что произведение Гольдони – это пьеса, созданная согласно канонам комедии «дель арте», не стоит. Здесь две главные составляющие – сценарий, содержащий сухую сюжетную схему представления, и выразительная импровизация. Актеров в такой ситуации можно (но очень осторожно!) условно назвать организаторами стендапа (от stand-up comedy) с поправками в графе «цель происходящего». При этом творческий потенциал актера ограничен образом-маской, в пределах которого артист и существует на протяжении всего спектакля. Интуитивно ясно: артисту дана, с одной стороны, полная творческая свобода, с другой – его действие ограничено рамками «маски». Думается, такая антиномичность очень символична и ничем не отличается от нашей повседневности: в мире мы вольны творить многое, но однажды появляется то, что нарушает все планы – роковая случайность. Для жизни это закономерность, для нас – неожиданность. Так театр в очередной раз доказывает, что с особой силой чувствует жизненное пространство.

Маска в данной театральной работе – деталь, которая является не столько элементом костюма, сколько главным принципом игры. Да здравствует театр «дель арте»!Маска в данной театральной работе – деталь, которая является не столько элементом костюма, сколько главным принципом игры. Да здравствует театр «дель арте»!

Как бы банально это ни звучало, актеры постарались на славу: зритель готов до обморока беспощадно аплодировать, отбивая ладошки, не только при поклоне артистов, но и на протяжении всего спектакля (хоть этикет и напоминает нам об обратном). Кстати, декорации-трансформеры своей чопорной симметричностью не отвлекали на себя внимание, а только помогали героям в ярких костюмах органично существовать на сцене. Неудержимость эмоций, динамика, яркость: этот спектакль – импровизация в импровизации, настоящий праздник, возвеличивающий театр как вид искусства! Это и праздник театра, и праздник жизни одновременно: здесь опять сталкивается свобода и стремление преодолеть существующие пределы, попытка стереть мешающие воле границы.

К середине спектакля оказывается, что от Клариче можно ожидать всё, что угодно. И не только от Клариче.    К середине спектакля оказывается, что от Клариче можно ожидать всё, что угодно. И не только от Клариче.   

Постановка получилась очень свободолюбивая, однако тем сложнее клишированными фразами передать всю гамму эмоций, которую вызывает ничему не подвластная оригинальность с непререкаемой ориентировкой на классическое произведение. Спектакль легкий, думать почти не надо, веселитесь себе в удовольствие – только запоминайте, кто есть кто из героев, иначе запутаетесь. Непорядок – слишком слащавый получился отзыв, охота «пожурить» ребят, указать на недостатки, да вроде как-то их пока и не видно… «Дилижанс» доказал, что способен освоить все грани, не замыкаясь на одних только серьезных театральных работах. Ну, хорошо: пожалуй, единственное, что могло смутить – возрастное ограничение 14+. Возможно, возраст мог быть определен немного выше, несмотря на то, что шутки всё-таки по большей части носят безобидный характер. Да и вообще, спектакль вполне добродушный.

После «Превращения» актеры очень преобразились. Повеселели.  После «Превращения» актеры очень преобразились. Повеселели. 

В художественном пространстве нет ничего случайного. Подтверждением тому приведем некоторые даты представления постановки: 27 марта – Международный день театра, 12 апреля – День космонавтики. Закономерно, Театр – Космос. А в космосе, по острому замечанию Станислава Лема, «ничего не пропадает». В какой-то момент детства мои полушария замкнулись цепью мыслей из-за небрежно брошенного кем-то из взрослых сочетания обыденных, на первый взгляд, слов: «Космос бесконечный». Понять и осознать это сложно и сейчас, однако что означает «космос» по отношению к литературе и театру, теперь более понятно. Каждая деталь, слово, звук в художественном мире – это бесконечность, осмысленная по-новому при каждом новом соприкосновении с ним. Современную хулиганскую постановку без клише, с неожиданными выходками и чудачествами героев вы можете увидеть в театре юного зрителя «Дилижанс» по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 93. По этим же координатам вы можете попасть на спектакль «Превращение». Он очень достойный, поверьте, мы там были.

Автор: Олеся БорисоваФото: vk.com/theater_diligence

Комментарии

аватар пользователя: syrok
syrok14 апреля 2014 в 02:09

А ведь Труффальдино мог быть не репером, а хипстером))

0
  • Ответить
аватар пользователя: Пироженка
Пироженка14 апреля 2014 в 02:11

Слышала, что у этого спектакля аж три состава)) Видела два, и оба прекрасно играют. Правда, зрители совершенно разные - второй раз публика была более отзывчивой :)

0
  • Ответить
Rambler's Top100